Научные школы и направления  |   Квалификационная карта научной школы  |   Исследовательская программа научной школы на 2009-2013 гг.

Наименование научной школы:
Психология ценностно-смысловой сферы личности и социальных общностей.

Область знаний по государственному рубрикатору научно-технической информации:

  • 15.21.45 Психология деятельности и поведения. Психология мотивации.
  • УДК 159.947; 159.947.5.
  • 15.41.31 Социальные нормы и ценности.
  • УДК 316.752/.754.
  • ВАК 19.00.00 — Психологические науки.

Соответствие одному или нескольким Приоритетным направлениям развития науки в РФ: соответствует Приоритетному направлению развития наук, технологий и техники в РФ — «Живые системы».

Общие сведения о научной школе

Руководитель научной школы: Яницкий Михаил Сергеевич, д.психол.н, профессор, чл.-корр. САН ВШ, заведующий кафедрой социальной психологии и психосоциальных технологий КемГУ.

Количественный состав научной школы: 23 человека, в т.ч. 21 штатных работников университета и обучающихся в университете и 2 работников сторонних организаций.

Квалификационный состав научной школы (список):

  • академиков и членов-корреспондентов общественных академий наук: 1— Яницкий М.С.
  • докторов наук: 2 — Яницкий М.С., Серый А.В.
  • кандидатов наук: 12 — Авилов Г.М., Хакимова Н.Р., Янко Е.В., Браун О.А., Иванов М.С., Полетаева А.В., Кригер Г.Н., Долганов Д.Н., Азарова Е.С., Штак С.В., Мальцев В.А., Сизикова Н.В.
  • молодых ученых в возрасте до 35 лет: 14 человек (60 % от общего состава школы)

Средний возраст членов коллектива научной школы: 32 года.

Количество докторантов, аспирантов и соискателей: 9 человек.

Характеристика используемой экспериментальной базы

Лаборатория психосоциальных технологий кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий, оснащенная 12 компьютерами, имеющими доступ в Интернет, с пакетами прикладных психодиагностических и статистических программ.

Научно-технические достижения научной школы:

М.С. Яницким совместно с учениками выделены и раскрыты психологические факторы и механизмы формирования и развития системы ценностных ориентаций личности. Разработана типологическая модель системы ценностных ориентаций, описывающая «самоактуализирующийся» (автономный, ориентирующийся на ценности творчества и личностного роста), «идентифицирующийся» (в основе конформность, позволяющая ориентироваться на традиционные ценности и ценности значимых других) и «адаптирующийся» (ориентация на ценности выживания и самоутверждения) типы ценностных ориентаций личности. Установлено, что в качестве психологических факторов, определяющих выбор механизма интернализации и формирующих, тем самым, высший уровень системы ценностных ориентаций и развивающих самоактуализирующуюся личность, выступают такие характеристики, как высокий уровень осмысленности жизни и интернальности, позитивная «Я-концепция», низкая тревожность и фрустрационная напряженность, способность к ассертивному поведению и эмоциональная устойчивость. Данная научная проблематика нашла свое отражение в исследованиях механизмов развития личности при нормальном и отклоняющемся поведении, образовательном процессе, в различных социокультурных условиях; в исследованиях этнокультурных особенностей взаимодействия личности и социального окружения и др.

А.В. Серым выделены и охарактеризованы психологические факторы, механизмы и условия функционирования системы личностных смыслов. Установлено, что динамика системы личностных смыслов осуществляется посредством смены актуального смыслового состояния, отражающего отношение человека к элементам и явлениям действительности. Механизмом переживания данного вида психологического состояния выступает процесс синхронизации временных локусов смысла субъективной реальности. В качестве психологических факторов, обуславливающих тип актуального смыслового состояния, выступают взаимодетерминирующие друг друга личностные характеристики: уровень когнитивной сложности, отражающий проницаемость границ субъективной реальности; степень сформированности «Я-концепции», указывающая на способность дифференцировать «образ-Я»; временная перспектива личности, характеризующая степень осмысленности личного опыта, особенностей деятельности в жизненной ситуации «настоящего», перспективных жизненных целей. Активизация данных факторов в условиях психологического тренингового обучения определяет преимущественное действие механизма интернализации и функционирование системы личностных смыслов на ее высших уровнях. Внедрение принципов такого воздействия в организацию психологического обучения позволяет актуализировать профессиональную идентичность будущих специалистов деонтологического профиля, основанную на осмысленном принятии ценностей профессиональной и личностной самореализации, и перевести функционирование системы личностных смыслов на качественно новый уровень личностного развития. Предложенная А.В. Серым научная проблематика нашла свое продолжение в диссертационных исследованиях, проводимых под его руководством.

По результатам исследований М.С. Яницкого, А.В. Серого и их учеников защищено 2 докторских и 14 кандидатских диссертаций по психологическим специальностям. Данные результаты отражены в 13 монографиях и 29 статьях в изданиях списка ВАК РФ.

Практическое использование полученных научных результатов прикладных исследований или признание результатов фундаментальных НИР

Полученные в ходе прикладных исследований научные результаты внедрены в практику обучения студентов деонтологических специальностей. А. В. Серым разработан учебно-образовательный комплекс, позволяющий интенсифицировать процесс профессиональной подготовки будущих специалистов деонтологического статуса. Использование предложенного комплекса в учебном процессе позволило сбалансировать психолого-педагогические технологии, учебные программы курсов изучаемых дисциплин и планы кафедр в соответствии с личностно-ориентированной образовательной парадигмой, что нашло свое отражение в оптимизации условий для личностного роста студентов и интернализации ими получаемых профессиональных знаний, навыков и умений.

Разработанные М.С. Яницким психотехнология целенаправленного воздействия и принципы оптимизации процесса развития системы ценностных ориентаций личности внедрены в практику психологической службы образовательных учреждений. Смоделированный комплекс психологических мероприятий направлен на достижение оптимальных условий для формирования, развития и адекватного функционирования системы ценностно-смысловых ориентаций личности, позволяет своевременно осуществлять профилактику негативных проявлений нормативного кризиса профессионального самоопределения.
Структурно-динамические модели систем ценностных ориентаций и личностных смыслов внедрены в практику психологического ассессмента, применяемого для оценки управленческих компетенций руководящих работников среднего и высшего звена промышленных предприятий, государственных и коммерческих организаций.

Научно-общественное признание

Участие в научно-исследовательских проектах:

Наименование фонда, программы, гранта Тема НИР Участники Сроки выполнения темы
ИОО-Россия (фонд Сороса), Мегапроект «Развитие образования в России» Программа поддержки кафедр (ППК). Яницкий М.С., Серый А.В.
и др.
2000-2002
ИОО-Россия (фонд Сороса) Трэвэл грант на участие в 28 Всеамериканском психологическом конгрессе. Сантьяго, Чили. Серый А.В. 2001
ИОО-Россия (фонд Сороса), Мегапроект «Развитие образования в России». «Молодые преподаватели Российских регионов: междисциплинарный ракурс социально-экономических и политических проблем» Яницкий М.С., Серый А.В.
и др.
2002-2003
ИОО-Россия (фонд Сороса), Мегапроект «Развитие образования в России», Программа поддержки кафедр (ППК). «Развитие регионального ресурсного центра в области психологии и социальной работы» Яницкий М.С., Серый А.В.
и др.
2003
Грант Министерства образования РФ «Поддержка научно-исследовательской работы аспирантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства образования РФ» Полетаева А.В.,
Серый А.В.
2005
Грант Министерства образования РФ «Поддержка научно-исследовательской работы аспирантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства образования РФ» Полетаева А.В.,
Серый А.В.
2006
Грант губернатора Кемеровской области «Проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям социально-экономического развития Кемеровской области» Яницкий М.С. 2006
Грант губернатора Кемеровской области «Проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям социально-экономического развития Кемеровской области» Полетаева А.В.,
Серый А.В.
2009
Грант губернатора Кемеровской области «Проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям социально-экономического развития Кемеровской области» Долганов Д.Н.,
Яницкий М.С.
2009

Членство в научных, образовательных и общественных организациях

  • Членство в Сибирской академии наук высшей школы (САН ВШ) — Яницкий М.С.
  • Членство в докторских диссертационных советах по психологическим специальностям при Томском госуниверситете, Иркутском госпедуниверситете, Дальневосточном университете путей сообщения — Серый А.В., Яницкий М.С.
  • Членство в редакционной коллегии Сибирского психологического журнала (список ВАК РФ) — Серый А.В., Яницкий М.С.
  • Членство в редакционной коллегии научного журнала «Психология в экономике и управлении» — Серый А.В., Яницкий М.С.
  • Членство в УМО классических университетов по психологии — М.С. Яницкий.
  • Членство в правлении Российского психологического общества (РПО) в качестве председателя кемеровского регионального отделения — М.С. Яницкий.
  • Почетное членство Общероссийской общественной организации качественных средств массовой информации «Российский союз прессы» — М.С. Яницкий.

Результаты научной деятельности М.С. Яницкого, А.В. Серого и их учеников неоднократно поощрялись благодарственными письмами, почетными грамотами, медалями и денежными премиями администрации Кемеровской области.

Наличие аспирантуры: аспирантура по специальностям 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.07 — Педагогическая психология.

Совместные научные проекты и гранты, совместные диссертационные советы, совместные монографии и другие публикации, конференции и семинары с Институтом психологии РАН (ИП РАН), кафедрой социальной психологии МГУ, факультетами психологии Санкт-Петербургского, Томского, Камчатского госуниверситетов; Новосибирского, Омского, Иркутского педуниверситетов; кафедрой психологии Дальневосточного университета путей сообщения. Организационное и научное сотрудничество с МАН ВШ и САН ВШ, Российским психологическим обществом (РПО) и его отделениями.

УниверситетФакультетПодразделенияИнформация

Официальный сайт КемГУ

Вестник КемГУ

Конференции КемГУ

Информационно-образовательный портал КемГУ

История факультета

Учебно-методическая работа

Воспитательная работа

Научная работа

Учебно-лабораторная база

РПО

Деканат

Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий

Кафедра общей психологии и психологии развития

Кафедра социальной работы и менеджмента социальной сферы

Кафедра психологии образования

Социальная поддержка и меры поощрения

Стоимость обучения

Сведения о трудоустройстве выпускников