Руководство и контактная информация

Зав. кафедрой: Корытченкова Надежда Ивановна, к.психол.н., доцент

Тел.: (384-2) 58-38-38

e-mail: psychology@kemsu.ru


Адрес: 650043, г. Кемерово, пр. Советский, 75, корпус №8, аудитория 407

Тел.: (384-2) 58-38-38

e-mail: psychology@kemsu.ru

Краткая информация о кафедре

В 2010 году межфакультетская кафедра психологии вошла в состав социально-психологического факультета и была названа "Психология образования". В 2012 г. кафедра получила статус профилирующей, выпускающей по новой специальности 37.05.02 – «Психология служебной деятельности».

В настоящее время кафедра психологии образования является структурным подразделением социально-психологического института КемГУ, она осуществляет учебную, организационно-методическую, научно-исследовательскую работу, воспитательную работу со студентами, подготовку научно-педагогических кадров.

Кафедра психологии образования является выпускающей по направлению подготовки (специальности):

37.05.02. – «Психология служебной деятельности». Профиль подготовки (специальность) – «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности». Квалификация (степень) выпускника – «Психолог».

На кафедре работают 10 преподавателей, занимающихся проблемами психологии личности, когнитивной и прикладной. 3 преподавателя являются представителями силовых структур: Центр Управления Кризисными ситуациями ГУ МЧС России по КО, ГУФСИН России по КО, Центр медицинской и социальной реабилитации, Уголовно-исполнительная инспекция ГУ ГУФСИН РФ по Кемеровской области.

Преподаватели кафедры психологии образования принимают участие в обучении студентов по следующим направлениям подготовки, реализуемых в социально-психологическом институте и других институтах университета

  • 39.03.02 – «Социальная работа». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 42.03.01 – «Реклама и связи с общественностью». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование». Профиль подготовки – «Психология образования». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 44.03.03 / 050700.62 - Специальное (дефектологическое) образование, профиль "Логопедия: ранняя диагностика и коррекция". Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 39.03.03 / 040700.62 - Организация работы с молодежью, профиль - Социально-психологическая работа с молодежью. Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 46.03.01 История (общий). Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, направленность (профиль) Государственное и муниципальное управление в социальной сфере. Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 39.03.01 «Социология», профиль «Социология организации и управления». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 03.03.02 Физика, профиль «Физика конденсированного состояния». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 44.03.01 Педагогическое образование (география). Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 42.03.02 Журналистика. Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 45.03.01 Филология, профиль «Отечественная филология (русский язык и литература)». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 45.03.01 Филология, профиль «Зарубежная филология». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 49.03.01 Физическая культура, направление (профиль) «Спортивно-оздоровительные технологии». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 38.03.02  Менеджмент, направленность (профиль) «Управление человеческими ресурсами». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 080100.62 Экономика. Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 44.03.01 Педагогическое образование «Русский язык и литература». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 44.03.05-  Педагогическое образование (с 2-мя профилями)- Иностранный язык и дополнительное образование. Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями) - Физическая культура и БЖД. Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».

Основные дисциплины, преподаваемые на кафедре:

  • Общая психология
  • Психологическое обеспечение служебной деятельности
  • Общий психологический практикум
  • Психология личности
  • Психодиагностика
  • Социальная психология
  • Педагогическая психология
  • Психология труда
  • Психофизиология
  • Психология стресса и стрессоустойчивого поведения
  • Психология безопасности
  • Психология конфликта
  • Психология толпы и массового беспорядка
  • Психология общения и переговоров
  • Юридическая психология
  • Психология эмоционального выгорания
  • Введение в профессиональную деятельность (с учетом специфики службы)
  • Дифференциальная психология
  • Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций
  • Практикум по решению профессиональных задач (с учетом специфики службы)
  • Психология совладающего поведения (с практикумом)
  • Психология профессиональной деятельности (с учетом специфики службы)
  • Организационная психология

Специальные курсы, преподаваемые на кафедре:

  • Морально-психологические факторы и методы стимулирования труда в сфере служебной деятельности
  • Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
  • Профессионально-этическое и культурно-эстетическое воспитание в сфере служебной деятельности
  • Практикум по развитию психологического потенциала личности в служебной деятельности
  • Психологическая профилактика профессиональной деформации личности в сфере служебной деятельности
  • Психологическое обеспечение деятельности сотрудников военизированных подразделение подразделений в экстремальных условиях
  •   Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций
  • Внутриорганизационные конфликты и напряжения
  • Психологическая профилактика профессиональной деформации в сфере служебной деятельности
  • Психология пенитенциарных учреждений
  • Профессиональная этика и служебный этикет
  • Экономическая психология
  • Специальная психология
  • Психология болезни и инвалидности
  • Социальная защита инвалидов
  • Виктимология
  • Психология физической культуры и спорта
  • Психология журналистики

Основные направления научной деятельности на кафедре

Кафедральные темы научно-исследовательской работы:

  1. Психологические факторы развития потенциала человека в условиях современного глобального кризиса». В рамках данной темы научного исследования проводится:
    • изучение психологического потенциала у малочисленных коренных этносов Сибири (грант РГНФ);
    • выявление социально-психологических факторов оптимизации межличностных взаимоотношений в организации (хоздоговор)
  2. Психологическое сопровождение самостоятельной работы студентов вуза.

Научный руководитель:

  • Корытченкова Н.И. – зав. кафедрой психологии образования, к. психол. н., доцент.

Участники НИР кафедры психологии образования:

  • Будницкая Н.К. – ассистент;
  • Гольдшмидт Е.С. – к. б. н., доцент;
  • Кувшинова Т.И. – к. п. н., доцент;
  • Рогова Е.Н. – к.филол.н., доцент;
  • Смагина С.С. – к. психол. н., доцент;
  • Терпугова О.В. – старший преподаватель.

Участие кафедры в грантах и проектах:

  • Гольдшмидт, Е.С. Поддубиков В.В. (рук.): грант РГНФ № 15-01-18098 "Этнологическая экспертиза: комплексное исследование социально-профессиональной структуры, факторов занятости и успешного функционирования на рынке труда представителей социально уязвимых групп коренных малочисленных народов в регионах юга Западной Сибири".
  • Грант РФФИ №04-06-85080, поддержан, проведена Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам морально-нравственного развития личности и общества, по результатам конференции выпущен сборник научных трудов, 2004 г.
  • Исследование социально-психологических факторов оптимизации межличностных взаимоотношений в организации. Руководитель проекта – Корытченкова Н.И.
  • Гольдшмидт, Е.С. Поддубиков В.В. (рук.): грант РФФИ № 16-46-420035 «Коренные малочисленные этносы Кемеровской области под воздействием угольных компаний: социальные и экологические факторы развития конфликтов в районах угледобычи в контексте мирового опыта междисциплинарных исследований и практик управления»
  • Гольдшмидт, Е.С. Поддубиков В.В. (рук.): договор МГУ – КемГУ «Ресурсное проклятие циркумполярных территорий: взаимодействие коренных народов и добывающих компаний» (Международный научно-практический симпозиум)»
  • Корытченкова Н.И. (рук.): Договор № 16/2015 «Исследование мотивационно – потребностных факторов оптимизации деятельности работников предприятий малого бизнеса»

Преподаватели кафедры активно участвуют:

  • в научно-практических конференциях международного, всероссийского, межрегионального и локального уровней;
  • в организации и проведении студенческих олимпиад, научных конференций для студентов и молодых ученых;
  • в работе семинаров, круглых столов и др.

Организация конференций и семинаров

  • Международная научно-практическая конференция «Нравственное развитие и становление психоэтического статуса личности»», 2009г.;
  • Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной психологии», 2010г.;
  • Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной психологии», 2011г.;
  • Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной психологии», 2012г.;

по результатам проведённых конференций опубликованы сборники научных трудов:

  • Всероссийская научно-практическая конференция (заочная), «Психологическое сопровождение развития профессиональной субъектности будущих выпускников университета», 2007г., выпущен электронный сборник по материалам конференции.
  • Всероссийская научно-методологическая интернет-конференция «Актуальные проблемы психологического сопровождения подготовки специалистов в вузах на базе компетентностного подхода», 2008г.
  • Всероссийская научно - практическая интернет-конференция (с международным участием) "Умственное развитие и становление психоэтического статуса личности", Электронный сборник научных трудов №  2009г.  -106с.-М.: ФГУП НТИ «Информ.регистр»
  • Актуальные проблемы современной психологии: сборник научных статей / отв. ред. Н. И. Корытченкова. - Кемеровский государственный университет. - Кемерово: Редактор и Ко, 2010. – 250с.
  • Актуальные проблемы современной психологии: сборник научных статей / отв. ред. Н. И. Корытченкова. - Кемеровский государственный университет. - Кемерово: Редактор и Ко, 2011. – 250с.
  • Актуальные проблемы современной психологии: сборник научных статей / отв. ред. Н. И. Корытченкова. - Кемеровский государственный университет. - Кемерово: Редактор и Ко, 2012. – 172с.

Основные монографии:

  • Корытченкова, Н.И. Связь психологических защит и «coping» - стратегий с эмоциональной компетентностью, темпераментом, акцентуациями характера и агрессивностью [Текст] / Н.И. Корытченкова, Л.А. Александрова, В.П. Михайлова // Практическая психология в Кузбассе: монография / под общ. ред. М.С. Яницкого. – Кемерово, 2008г.
  • Кувшинова, Т.И. Связь психологических защит с акцентуациями характера и свойствами темперамента [Текст] / Т.И. Кувшинова, Н.И. Корытченкова, И.В. Львова, В.П. Михайлова // Научные исследования: информация, анализ, прогноз. Книга 21: монография / под. общ. ред. проф. О.И. Кирикова - Воронеж: ВГПУ, 2008 г. Глава 1. – с. 7-21.
  • Михайлова, В.П. Профессиональные намерения младших и старших подростков [Текст] / В.П. Михайлова, Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова // Педагогика: Семья – школа  – общество: монография / под общ. ред. проф. О.И. Кириллова. – Книга 13. – Воронеж: ВГПУ, 2008. Глава 17. - с. 189-201
  • Корытченкова, Н.И. Особенности мотивационно-волевой сферы подростков социального приюта [Текст] / Н.И. Корытченкова, В.П. Михайлова, Т.И. Кувшинова // Научные исследования: информация, анализ, прогноз. Книга 27: монография / под. общ. ред. проф. О.И. Кирикова - Воронеж: ВГПУ, 2009 г. Глава 14. – с. 172-184.
  • Михайлова, В.П. Специфика взаимодействия с дошкольниками в условиях социально-реабилитационного учреждения [Текст] / В.П. Михайлова, Т.И. Кувшинова, Н.И. Корытченкова // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 24. – Воронеж: ВГПУ, 2009. Глава 11. - с. 137-149
  • Гольдшмидт Е.С. Психофизиологические механизмы интеграции личности [текст] / Е.С. Гольдшмидт // Интегральная психология: контуры, уровни, линии развития: коллективная монография / Под ред. И.С. Морозовой. – Кемерово: 2010. – 489 с., (С. 33-42)
  • Гольдшмидт Е.С. Интенционально-поведенческие аспекты развития [текст] / Е.С. Гольдшмидт // Интегральная психология: контуры, уровни, линии развития: коллективная монография / Под ред. И.С. Морозовой. – Кемерово: 2010. – 489 с., (С. 57-69)
  • Клевцов А.А. Совладающее поведение как форма интеллектуального опыта [текст] / А.А. Клевцов // Интегральная психология: контуры, уровни, линии развития: коллективная монография / Под ред. И.С. Морозовой. – Кемерово: 2010. – 489 с., (С 79-83).
  • Кувшинова, Т.И. Культура безопасности и волевое развитие личности [текст] / Т.И. Кувшинова, Ю.А. Кувшинов, В.Н. Порхачев, - Наука и эпоха. Книга 1 : монография / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2010. Глава 11. - с. 170-182.
  • Михайлова В.П. Актуальные проблемы развития воли у младших школьников [Текст] / Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова, Ю.А. Кувшинов, В.П. Михайлова // Педагогика: семья - школа - общество: монография / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 20. – Воронеж: ВГПУ, 2010. Глава 25. - С. 363-378
  • Кувшинова, Т.И. Связь эмоциональной компетентности с типом межличностных отношений / Т.И. Кувшинова, Н.И. Корытченкова, В.П. Михайлова, И.А. Фокина. – Научные исследования: информация, анализ, прогноз. Книга 33: монография / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2010. Глава 3. - С. 54–68.
  • Кувшинова, Т.И. Культура безопасности и волевое развитие личности / Т.И. Кувшинова, Ю.А. Кувшинов, Д.Ю. Кувшинов. - Наука и эпоха. Книга 5 : монография / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2010. Глава 1Х. - С. 158-172.
  • Кувшинова, Т.И. Особенности работы практического психолога в зависимости от индивидуально-психологических характеристик личности / Т.И. Кувшинова, В.П. Михайлова, Н.И. Корытченкова, Л.А. Александрова. - Постнеклассическая практическая психология: региональный опыт: коллективная монография / под ред. М.С. Яницкого, Ю.В. Пелеха. – Тернополь: Начальная книга. – Богдан, 2011. – 366 с. – (С. 68-80).
  • Гольдшмидт Е.С. Психофизические методы исследования в практике психолога / Н.А. Литвинова, В.И. Иванов, Е.С. Гольдшмидт // Постнеклассическая практическая психология: региональный опыт: коллективная монография / под ред. М.С. Яницкого, Ю.В. Пелеха. – Тернополь: Начальная книга. – Богдан, 2011. – 366 с. – (С. 81-102).
  • Смагина С.С. Семантика шахматного образа на начальных этапах освоения игры [Текст] / С.С. Смагина., изд-во LAP LAPLAMBERT Academic Publishing GmbH Saarbrucken 2012, 80 C.
  • Корытченкова Н.И. Феноменология понятия "профессиональное самоопределение молодёжи" в контексте различных теоретических подходов / Н.И. Корытченкова, А.В. Сухих. // Организация работы с молодежью: междисциплинарная интеграция теории и технологий: коллективная монография / под ред. А.А. Зеленина, М.С. Яницкого. - Кемерово, 2012. - 328 с. (С.141-155)
  • Корытченкова Н.И., Сухих А.В. Становление психоэтического статуса личности в современном мире // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика / под общ. ред. О.И. Кирикова.- М.: Наука, 2015.-147с. (С.81-99)
  • Корытченкова, Н.И. Когнитивный стиль познавательной деятельности студентов в рамках общего подхода к изучению стилевого своеобразия личности // Педагогика: семья – школа – вуз – общество (инновации и технологии) [Текст]: монография / [А.Б. Измайлова, Т.Б. Кропачева, Н.И. Корытченкова и др.]; под общей ред. проф. В.А. Далингера.– Книга 38.- Воронеж: ВГПУ; Москва: Наука: информ, 2016. – 148 с. Ответственный редактор научного проекта: д.ф.н., проф. О.И. Кириков

Основные публикации в изданиях, определенных ВАК:

  • Кувшинова Т.И.Особенности эмоционального выгорания педагогов общеобразовательного учреждения / О.А. Бойкова, Т.И. Кувшинова / Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.
  • Кувшинова, Т. И. Взаимосвязь механизмов психологической защиты с акцентуациями характера у студентов / Т. И. Кувшинова, Ю. А. Кувшинов // Современные проблемы науки и образования – 2014. – № 3.
  • Михайлова, В.П., Корытченкова, Н.И., Матюшенко, Л.М. Кругозор и характер студента Кемеровского госуниверситета [Текст] / В.П. Михайлова, Н.И. Корытченкова, Л.М. Матюшенко // ВЕСТНИК Кемеровского государственного университета – журнал теоретических и прикладных исследований, 2014 №2 (58) Т.1. – Кемерово, 2014. – С.160-166.
  • Михайлова, В.П., Корытченкова, Н.И., Матюшенко, Л.М., Осипова, Т.Ю. Типы отношений и психологические защиты [Текст] / В.П. Михайлова, Н.И. Корытченкова, Л.М. Матюшенко, Т.Ю. Осипова // ВЕСТНИК Кемеровского государственного университета – журнал теоретических и прикладных исследований, 2014 №2 (58) Т.2. – Кемерово, 2014. – С.162-168.
  • Смагина, С.С., Корытченкова, Н.И. РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНЫХ ВЕРБАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4
  • Гольдшмидт, Е.С. Психофизиологические факторы адаптивных возможностей малочисленных коренных народов Сибири /Гольдшмидт. Е.С., Поддубиков В.В. // Инновации в медицине, психологии и педагогике / Материалы VII Международной научно-практической Конференции (Вьетнам, Мауй Нэ, 27 апрель – 7 мая 2015 г.). Новосибирск 2016. - С.29-35
  • Кувшинова, Т.И. "Влияние профиля обучения и гендерных особенностей старшеклассников на степень выраженности интереса к различным сферам деятельности", Журнал "Современные наукоемкие технологии" – Москва, Издательский Дом «Академия Естествознания», № 9, 2015. – 170с., С. 144-148.
  • Кувшинова, Т.И. Здоровье, поведенческие и психологические факторы риска заболеваний у мужчин и женщин/ Кувшинов Д.Ю, Кувшинова Ю.А., Кувшинова Т.И.//Проблемы и перспективы развития образования в социокультурном пространстве, Международная научно-практическая конференция, Горно-Алтайский госуниверситет:Алтай,2015
  • Гольдшмидт, Е.С. Оценка целостности человека в динамике его развития /Гольдшмидт. Е.С., Колков А.И. // Инновации в медицине, психологии и педагогике / Материалы VII Международной научно-практической Конференции (Вьетнам, Мауй Нэ, 27 апрель – 7 мая 2015 г.). Новосибирск 2016. - С.29-35
  • Будницкая Н.К., Корытченкова Н.И., Кувшинова Т.И., Кувшинов Ю.А. РОЛЬ СРЕДЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ КАДЕТОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ПОЛИЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25278 (дата обращения: 11.10.2016).
  • Кувшинова, Т.И. Сравнительный анализ показателей внимания у студентов/ Овчинникова И.П., Кувшинова Ю.А., Кувшинова Т.И.//Психодидактика высшего и среднего образования: материалы 11 международной научно-практической конференции, Барнаул, 12-14 апреля 2016г.- Барнаул: АлтГПУ, 2016. 303 с. - С.182-185

Основные учебные издания:

  • Михайлова, Валентина Платоновна. Юридическая психология [Текст] : учеб. пособие / В. П. Михайлова, Н. И. Корытченкова, Л. А. Александрова. - М. : Флинта: Московский психолого-соц. ин-т, 2008. - 391 с.
  • Организация самостоятельной работы студентов университета, А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. (В 2-х частях).– Кемерово, 2008.– 212с.
  • Организация самостоятельной работы студентов университета, А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. (В 2-х частях).– Кемерово, 2009.– 198с.
  • Психология познавательных процессов: память и внимание, восприятие и мышление (учебное пособие) [Текст] / А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова, // ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово, 2010. –222с
  • История психологии: учебное пособие [Текст] / Н.И. Корытченкова, А.В. Сухих // Омск: СТИВЭС, 2011.- 228 с.
  • Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие / Н. И. Корытченкова, Т. И. Кувшинова. – Кемерово: КемГУ, 2012. – 172 С.
  • Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности: учебное пособие / А. В. Сухих, Н. И. Корытченкова. - Кемерово, 2013. - 307с.
  • Юридическая психология: учебное пособие [Электр.]: 3-е издание / Н.И. Корытченкова, В.П. Михайлова. - М.: Флинта, 2013г. - 392с. - ISBN 978-5-9765-024-9. http://e.lanbook.com Учебное пособие включено в Российский индекс научного цитирования РИНЦ
  • Организация практики студентов по психологии служебной деятельности: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.И. Кувшинова, Н. И. Корытченкова, Н.К. Будницкая. – Кемерово: КемГУ, 2014. – 84 с.
  • Экономическая психология: учебное пособие / Н. И. Корытченкова, Н. К. Будницкая, Т. И. Кувшинова; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014. – 160 с.
  • Корытченкова, Н.И. Профессиональная этика / А. В. Сухих, Н. И. Корытченкова; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2015.
  • Будницкая, Н.К. Методические рекомендации по написанию курсовых работ/составители О.А. Браун, М.В. Теплинских, Ю.В. Борисенко, Е.В. Кривцова, Н.К. Будницкая, Г.П. Горбунова. – Кемерово, 2016.
  • «Психологическая профилактика профессиональной деформации личности в сфере служебной деятельности»: учебное пособие / Н. И. Корытченкова, Н. К. Будницкая, Т. И. Кувшинова, Смагина С.С.Гольдшмидт Е.С.; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2016.
  • Общая психология: методы исследования внимания: электронный практикум / тексто-графические учебные материалы [Электронный ресурс] / сост. А.А. Клевцов; Кемеровский государственный университет. – Электрон. дан. (Объем 3.36 Мб). – Кемерово: КемГУ, 2016
УниверситетФакультетПодразделенияИнформация

Официальный сайт КемГУ

Вестник КемГУ

Конференции КемГУ

Информационно-образовательный портал КемГУ

История факультета

Учебно-методическая работа

Воспитательная работа

Научная работа

Учебно-лабораторная база

РПО

Деканат

Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий

Кафедра общей психологии и психологии развития

Кафедра социальной работы и менеджмента социальной сферы

Кафедра психологии образования

Социальная поддержка и меры поощрения

Стоимость обучения

Сведения о трудоустройстве выпускников